Сандуновские бани эволюционируют уже третье столетие
Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Завершилась реставрация двух исторических залов в здании близ Неглинной улицы, что стало очередным этапом эпопеи по приведению в порядок легендарного банного комплекса. Обновленный вход в высшие разряды, мужской и женский, поражает многоцветьем
Сандуновские бани были построены в Москве в начале XIX века актером императорского театра Силой Сандуновым (1756–1820). Государыня Екатерина Великая одарила его бриллиантами на свадьбу, и он, продав драгоценности, инвестировал деньги в недвижимость. Как писал Владимир Гиляровский, здесь был услужливый персонал, «раздевальные» комнаты с зеркалами и мягкими диванами, что способствовало невероятной популярности заведения. В 1890-е годы тогдашние владельцы, супруги Вера Фирсанова и Николай Ганецкий, расширили и модернизировали бани, превратив их в пышный эклектичный дворец. Авторами проекта выступили архитекторы Борис Фрейденберг и Сергей Калугин при участии Владимира Чагина.
Сегодня в доходном доме Фирсановой на первой линии Неглинной улицы располагается банк, а в зданиях в глубине квартала по-прежнему работают бани. У Сандунов, как их до сих пор именуют, есть несколько отделений (два высших мужских, одно высшее женское и другие) и несколько входов. Все эти помещения, одно за другим, постепенно реставрируются.
В 2017–2018 годах холл высшего мужского разряда привели в порядок реставраторы Александр Романов, Олег Обаль и их команда — компания «Реставраторъ». На счету этих опытных специалистов, выпускников Российской академии живописи, ваяния и зодчества — работы в Московском Кремле и в Успенском соборе на Городке в Звенигороде, объекты в Великом Новгороде, Пскове, Твери. С максимальной ответственностью «Реставраторъ» подошел и к Сандунам.
Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Начали с холла, выполненного в стиле историзм. Были расчищены и обработаны антигрибковыми препаратами стены, максимально бережно восстановлена и покрыта позолотой сложнейшая лепнина; в плафоне нашли и закрепили фрагменты альфрейной живописи. Вернули прежнюю красоту мраморным колоннам с прихотливыми капителями, сильно поновленным цементом в советское время.
«Реставраторъ» также воссоздал исторический вид кассы и кованые вывески на фасаде. Работа велась в течение восьми месяцев. Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы, как говорит Александр Романов, «не терять зрительную связь с оригиналом». Планировалось, что работы будут продолжены, но вскоре началась пандемия коронавируса, а в 2021-м Сандуны перешли к новому владельцу, и тот пригласил других исполнителей — зарегистрированную в 2019 году компанию ООО «РСК Артифекс». Уже через два месяца после регистрации она получила лицензию на «деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В сентябре 2023 года общественности был представлен обновленный вход в первый мужской и высший женский разряды. В отличие от предыдущего холла, этот выполнен в неоклассических формах, и основная сложность заключалась в правильном выборе цвета.
Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом». Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
По словам архитектора Татьяны Борисовой, занимавшейся надзором за выполнением реставрационных работ, даже по черно-белым дореволюционным фотографиям было ясно, что первоначально интерьер имел насыщенный контрастный цвет, но за XX век колорит сильно посветлел. «Перила ведущей на второй этаж лестницы были темно-коричневыми, — поясняет она, — а стены — пастельно-зефирными, что создавало диссонанс». В результате, сняв 12 слоев краски, реставраторы обнаружили ярчайшие колера: охру, синий, зеленый, помпейский красный, брусничный, ультрамариновый. «Не надо забывать, — говорит Татьяна Борисова, — что и античная архитектура (а мы привыкли, что она белая) изначально была цветной, раскрашенной».
Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. На одну из стен холла добавили изображение трех обнаженных граций якобы в духе Помпей и Геркуланума; еще четыре новодельные нимфы укрылись на стене мужского помывочного зала. «Это не реставрация, но приспособление, — говорит Татьяна Борисова. — И нимфы на охристом фоне хорошо встали. Они в интерьер вжились и не выглядят инородными».
Источник: www.theartnewspaper.ru