Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Александр Головин. Эскиз мужского (испанского?) костюма для балета «Арагонская хота». 1915. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
Искусство Испании, несмотря на то что эта европейская страна, казалось бы, не так уж и далека от нас, всегда имело в восприятии отечественного зрителя некий привкус экзотики. Большой проект в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина играет с этим ощущением, используя работы иностранцев, то есть россиян, и в то же время пытается по-академически развенчать мифы, демонстрируя подлинное искусство испанских мастеров.
Экспозиция «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка двухчастная, и открывается она в разных зданиях с шагом в неделю. Сначала в главном здании состоится вернисаж выставки «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев», где при поддержке Банка ВТБ представлены произведения XVI–XIX веков из Пушкинского, Эрмитажа и нескольких региональных музеев. Следом в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков начнется выставка-сателлит «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков».
Экспозиция «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Золотой век
Вообще, испанская живопись на территории России представлена богато. Особенно хороша коллекция Государственного Эрмитажа (в нее входит около 150 произведений), благодаря тому, что Романовы приобретали картины испанцев из собраний Гортензии Богарне, Мануэля Годоя, Горация Уолпола и других. В ГМИИ испанцев меньше, по большей части это произведения из Румянцевского музея, Шуваловского дворца-музея, коллекций герцогов Лейхтенбергских и из других национализированных частных собраний. Всего около 70 работ (не считая Пабло Пикассо). Но из Петербурга в Москву приезжает не все — только 18 ключевых произведений, а 5 марта, когда аналогичный проект откроется в Эрмитаже, на него симметрично отправятся 18 московских картин.
Как сообщила нам куратор выставки и хранитель испанской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина Светлана Загорская, помимо хронологического рассказа о развитии испанской живописи, одна из главных тем проекта — история коллекционирования.
«Иоанн Креститель» Эль Греко и «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо на выставке «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дело в том, что испанское искусство, в отличие от искусства Италии или Франции, не было столь популярно и его приобретение русскими коллекционерами имеет свои особенности.
Главный проект собрал живопись старых мастеров, легендарных испанцев XVII столетия, золотого века: Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо, Хосе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, а также более поздних живописцев. Из XVI века показывают Эль Греко. На выставке впервые соединены циклы и диптихи, поделенные советской властью между двумя столицами, в частности «Девочка — продавщица фруктов» и «Мальчик с собакой» кисти Мурильо и две картины Антонио де Переды — «Натюрморт с часами» и «Натюрморт с поставцом». Из смоленского музея приезжает «Святая Юста» кисти Сурбарана, происходящая из собрания княгини Марии Тенишевой, а из тверского музея — «Нищий философ» кисти неизвестного автора (по мнению Загорской, авторство принадлежит Рибере). Работа по атрибуции — заслуга сотрудников ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Девочка — продавщица фруктов». 1650–1660. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
После основной части экспозиции, посвященной испанскому золотому веку, зритель оказывается в более поздней эпохе. Небольшой зал отдан Франсиско Гойе, где, помимо нескольких живописных полотен, показывают графику, в частности ранние гравюры с Веласкеса, впервые — рисунок «Искушение», два альбома «Тавромахии» и другое. Окончание экспозиции рассказывает о XIX веке и останавливается строго накануне экспериментов модернистов. Это означает, что Пикассо на выставке нет, кроме одной картины — «Старый еврей с мальчиком», размещенной рядом с «Иоанном Крестителем» Эль Греко. Зато здесь представлены яркие и избыточные живописцы, обычно причисляемые к «салону» или импрессионизму: Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага, Мариано Фортуни. Причем у большинства оказалась замечательная история: они происходят из собраний Ивана Морозова, Михаила Рябушинского, Павла Третьякова, Сергея Щукина.
Экспозиция «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
По словам Светланы Загорской, после окончания выставки и петербургских гастролей испанская живопись Пушкинского музея, включая недавно отреставрированные произведения, будет возвращена в постоянную экспозицию (которую как раз планируют обновить, вернув привычную развеску).
Романтический миф
«Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» в первоначальном замысле были лишь залом в окончании выставки классической испанской живописи, но по мере работы стало ясно, что это должна быть отдельная экспозиция. В результате ее даже перенесли в другое здание, что позволяет сделать восприятие более четким. Выставка заняла семь залов первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков .
Ее кураторы Елена Каменская и Дарья Колпашникова решили рассказать здесь не о подлинной Испании, а о той, какой она представала в фантазиях и художественных произведениях русских. Образов Испании у нас накопилось много: это поэзия, живопись, кинематограф, современное искусство — от Пушкина до Кошлякова. Семь последовательных рассказов проводят зрителя по хронологии этой любви к Испании начиная с первых десятилетий XIX века — золотого века уже, соответственно, русской культуры. Создатели выставки играют со стереотипами об Испании. Здесь и романтические портреты в «испанских» костюмах, и фантастические лубки с чудовищами.
Александр Головин. Эскиз женского испанского костюма для балета «Арагонская хота». 1915. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ближе к концу XIX века русские путешественники начали до Испании доезжать. Среди них было много живописцев. Это позволило сравнить на выставке подходы разных художников к одной и той же теме, например Василия Сурикова и Петра Кончаловского. «Это зал про мечту, которую Испания для них воплощала», — говорит Колпашникова. Текст шуточного стихотворения Козьмы Пруткова «Желание быть испанцем» помещен на стене, подчеркивая, что кураторский посыл ироничен, несерьезен. Отдельный раздел — театральный, в нем представлены эскизы мирискусников, тема Дон Кихота.
По словам Елены Каменской, «испанская мечта», вернее, воспоминания об этой стране стали инструментом выживания для многих художников, в 1930–1950-х оказавшихся в лагерях. Один из них — Василий Шухаев, чьи лагерные эскизы представлены на выставке. В сибирском лагере создавал свою воображаемую Испанию и Михаил Ксенофонтович Соколов, его рисунки зубным порошком на папиросной бумаге предоставлены ярославским музеем.
Роман Клейн. «Альгамбра. Дворик». 1913–1914. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Отражений Испании в русском искусстве оказалось очень много, — рассказывает Дарья Колпашникова. — Мы физически не могли собрать все. Пришлось выбрать несколько ключевых тем и отвергнуть множество, казалось бы, подходящих экспонатов».
Тема корриды совмещена с темой испанской гражданской войны — о них рассказывается работами Ивана Клюна, Климента Редько. Выделяется «Бой быков» Владимира Бехтеева 1919 года в стиле «Синего всадника». «Видеоряд здесь — кинохроника Анхеля Гутьерреса о вывозе детей в СССР, которую он подарил Тарковскому. Мы разыскали ее в красногорском архиве», — говорит Каменская.
Валентин Серов. «Тореадор. Андалусия». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Неравнодушие советского человека к проблемам Испании запечатлено во множестве произведений, включая аляповатые статуэтки и агитлак, однако на выставке не стали акцентировать этот жанр. А вот военные эскизы Георгия Петрова из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина демонстрируют очень человечный подход. РГАЛИ одолжил четыре рисунка Сергея Эйзенштейна о гражданской войне (он планировал снять фильм на эту тему, но ему не разрешили). За другую сквозную тему — Федерико Гарсиа Лорку — отвечает наш современник Леонид Тишков со световой инсталляцией 2014 года. Она уравновешивает коммунистический пафос, с которым гибель поэта преподносилась в годы советской власти.
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Испанская коллекция. Из собраний российских музеев»
До 4 февраля
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
«Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков»
14 ноября – 4 февраля
Источник: www.theartnewspaper.ru